Правила пользования библиотекой
1. Общие положения
1.1. Правила пользования библиотекой разработаны в соответствии с "Типовыми правилами пользования библиотеками в Республике Беларусь в соответствии с Законом «О библиотечном деле в Республике Беларусь», с поправками и дополнениями 2006 года и другими законодательными актами Республики Беларусь, существующими нормативными документами ЮНЕСКО в области библиотечного дела.
1.2. Фонд библиотеки, независимо от форм собственности, является общенациональным достоянием и охраняется государством. Все граждане Республики Беларусь имеют право на свободный и бесплатный доступ к основным информационным материалам и услугам библиотеки.
1.3. Порядок пользования библиотекой и ее фондами, перечень основных услуг устанавливается в соответствии с Положением об отделах библиотеки, законодательными и другими нормативными актами.
1.4. Отдельные дополнительные виды услуг, которые не противоречат законодательству, могут быть платными.
2. Права пользователей библиотеки
2.1. Право на пользование библиотекой имеет каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических и религиозных убеждений и профессиональной принадлежности, а также любое юридическое лицо независимо от формы собственности, которые являются жителями г.Городка.
2.2. Все пользователи библиотек имеют право:
-получать полную информацию о фондах, документах и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации;
-брать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов бесплатно или за определенную плату в соответствии с Перечнем платных услуг, утвержденным начальником отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Городокского РИК;
-пользоваться услугами межбиблиотечного абонемента (МБА) и иными видами услуг, в том числе платных, перечень которых определен библиотекой;
-принимать участие в конференциях, презентациях и иных мероприятиях, которые проводятся библиотекой;
-обжаловать в установленном законодательном порядке незаконные действия служебных лиц библиотеки, которые ущемляют пользователя в правах.
2.3. Права граждан с физическими недостатками на библиотечное обслуживание обеспечиваются наличием сети специальных библиотек, а также созданием условий в нашей библиотеке.
2.4. Лица, которые не могут посещать библиотеку по причине пожилого возраста и иных причин, имеют право на нестационарные формы обслуживания, а также используя библиобус.
3. Обязанности пользователей библиотеки
Пользователи библиотек обязаны:
3.1. Выполнять Правила пользования библиотекой и режим работы, который утвержден дирктором ГУК «Городокский культурно-просветительский центр и сеть публичных библиотек».
3.2. При записи в библиотеку, а также ежегодно при перерегистрации гражданин должен: предъявить паспорт, либо другой документ, удостоверяющий личность, сообщить необходимые для оформления сведения, ознакомиться с Правилами пользования библиотекой.
3.3. Пользователи обязаны бережно относиться к библиотечному фонду и своевременно возвращать документы в определенный библиотекой срок.
3.4.Сохранять общественный порядок и чистоту в помещениях библиотеки, уважать права других пользователей, бережно относиться к имуществу библиотеки и оборудованию.
3.5.Срок пользования литературой на абонементе библиотеки – 30 дней. На издания, которые пользуются повышенным спросом читателей или имеется один экземпляр, срок пользования может быть сокращен до 5-10 дней. С литературой из фонда читального зала читатели обязаны заниматься в пределах библиотеки, или по их желанию выдается на дом в качестве платной услуги.
3.6.Читатель имеет право продолжить пользование литературой еще на срок 30 дней при условии предъявления ее в сохранности и отсутствии запросов со стороны других пользователей на данный документ.
3.7. Количество выданных читателю на абонементе единиц печатной продукции не должно превышать 7 экземпляров.
3.8.При получении библиотечных документов с каким-нибудь дефектом пользователи сообщают об этом библиотекарю, который обязан делать на таких документах пометку.
3.9. Пользователи, которые потеряли документы из фонда библиотеки или нанесли им ущерб, обязаны заменить их соответственно такими же или признанными библиотекой равнозначными, а при невозможности замены – компенсировать ущерб в формах и размерах, предусмотренных действующим законодательством.
3.10.Пользователи библиотеки, причинившие ущерб имуществу библиотеки (компьютеры, оргтехника, мебель, электрооборудование, и иное имущество) компенсируют ущерб в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
3.11.За потерю документов из фонда библиотеки или нанесение им невосполнимого ущерба несовершеннолетними читателями ответственность несут их родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под присмотром каких они находятся.
3.12. Несовершеннолетние читатели несут материальную ответственность за ущерб, который нанесли фонду библиотеки, в том числе, если они имеют достаточные для покрытия ущерба заработки или стипендии.
3.13.Не нарушать расстановку документов в фонде библиотеки, не вынимать карточки из каталогов и картотек
3.14. Пользователь обязан иметь чистый вид.
4. Пользователям библиотеки запрещается
4.1. Вносить в библиотеку любые копировальные приборы (сканеры, аудио-, фото и видеоаппараты) без разрешения библиотекаря.
4.2. В отделах обслуживания библиотеки (абонемент, читальный зал) пользоваться сотовыми телефонами, а также в целях видеосъемки и фотографирования документа с фонда библиотеки без разрешения библиотекаря.
4.3.Вносить в библиотеку любые печатные издания, документы на электронных и иных носителях, режущие и колющие предметы, если иное не предусмотрено Правилами пользования библиотекой.
4.3.Выносить документы с помещения библиотеки без записи в форме учета, принятых библиотекой.
4.4. Входить в помещение библиотеки с животными, за исключением пользователей – лиц с ослабленным зрением и лиц, утратившие зрение, - в сопровождении собаки-поводыря.
4.5. Пользователи, которые нарушают Правила пользования библиотекой, лишаются права пользования на срок от 2-х до 6-ти месяцев, а за особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, несут административную, общественно- правовую (материальную) или криминальную ответственность.
4.6. Посещать библиотеку в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения. Пользователи в нетрезвом состоянии не обслуживаются.
4.7. Заходить в служебные помещения; пользоваться служебными телефонами без разрешения сотрудников библиотеки.
4.8. Размещать самовольно объявления в помещении библиотеки.
4.9. Принимать пищу в зонах обслуживания читателей, распивать спиртные напитки, курить в помещениях библиотеки.
5.Права библиотеки по обслуживанию пользователей
5.1. Библиотека имеет право:
-утверждать Правила пользования библиотекой, вносить дополнения и изменения;
-требовать от пользователей выполнения Правил пользования библиотекой;
-оказывать платные услуги, перечень которых определяется и утверждается начальником отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Городокского РИК;
-реализовывать документы из библиотечных фондов;
-определять в соответствии с законодательством залоговую стоимость наиболее ценных изданий при их выдаче;
-устанавливать сроки лишения права пользования библиотекой для пользователей, нарушивших настоящие Правила, в том числе причинивших ущерб библиотеке.
-требовать от пользователя освободить помещение библиотеки в случае, если он своим поведением мешает работе других пользователей.
-в случае грубых нарушений Правил пользования библиотекой обращаться в милицию.
6.Обязанности библиотеки по обслуживанию пользователей
6.1. Библиотека обязана:
-содействовать реализации права граждан на информационно-библиотечное обслуживание, установленного законом «О библиотечном деле в Республике Беларусь»;
-формировать библиотечные фонды, обеспечивать их сохранность и рациональное использование в соответствии с законом «О библиотечном деле в Республике Беларусь»;
-обслуживать пользователей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.
-знакомить пользователей при записи в библиотеку с Правилами пользования библиотекой;
-информировать пользователей обо всех видах услуг, оказываемых библиотекой;
-совершенствовать библиотечное, библиографическое и справочно-информационное обслуживание, расширять доступ пользователей библиотек к сети Интернет;
-обеспечивать высокую культуру обслуживания, создавать благоприятные условия для работы в библиотеке, удовлетворять потребности пользователей в создании при библиотеках любительских объединений, клубов по интересам и т.д;
-изучать и наиболее полно удовлетворять запросы пользователей;
-предоставлять пользователям по их требованию Книгу жалоб и предложений.